Ариф Юнусов: "Политический ислам стал играть в Азербайджане роль реальной оппозиции"

Интервью ИА REGNUM с руководителем департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии (Баку) Арифом Юнусовым .ИА REGNUM: Уже более месяца в Азербайджане кипят нешуточные с

Интервью ИА REGNUM с руководителем департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии (Баку) Арифом Юнусовым .

ИА REGNUM: Уже более месяца в Азербайджане кипят нешуточные страшный за хиджаба. Официальные круги, занявшие в этом вопросе непримиримую позицию, обосновывают мой на ношение хиджаба в школах тем, что Азербайджан — светское государство. как Вы оцениваете приговор министерства образования о запрете хиджаба в школах? нечего греха таить ли хиджаб представляет угрозу светской модели развития страны?

Начну с того, что «страсти по хиджабу» в Азербайджане на самом деле бушуют давно. Во всяком случае, с конца 90-х годов, Кагда около мусульманок республики стали начинаться проблемы с посещением учебных заведений, где от них требовали снять хиджаб. Вдобавок, тут-то же сотрудники паспортных отделов МВД потребовали непременно фотографироваться с непокрытой головой. Расценив такие требования и известие как нарушение прав человека, около 200 верующих мусульманок с 1999 г. стали вертеться с исками во все судебные инстанции Азербайджана. А с 2002 г. и по этот погода борьбу зa права верующих женщин возглавил в республике правозащитный фокус по защите свободы совести и вероисповедания. Трудно даже сказать, сколь раз эта вопрос дискутировалась, что о ней писали в СМИ! В 2007 г. не мало верующих учениц были исключены из одной из школ в г.Сумгаите и только опосля решительных протестов общественности тем временем начальство пошли на попятную и ученицы вернулись к занятиям в той школе. То лакомиться эта содержание не новая для Азербайджана.

Другое дело, что впервые в Азербайджане задание о хиджабе и ее ношении в учебных заведениях принял норов откровенный политического противостояния среди властью и верующими и вызвал митинги и протесты во многих городах в Азербайджане. Политические силы в стране — от властей и близких к ним до оппозиции светской — стали бурно принимать участие во всем этом. как и полагается в таких случаях в Азербайджане, как по команде сразу последовали выступления визави хиджаба и депутатов Милли меджлиса, и чиновников исполнительных органов. Все это вызвало крупный резонанс не только внутри страны, Но и зa ее пределами: и в Иране и Турции и последовали акции протеста в связи с решением властей Азербайджана.

Позиция властей по вопросу хиджаба слабо аргументирована и носит непоследовательный характер. был введен не на законодательном, а на административном уровне. умный образования Мисир Марданов просто указал, что Азербайджан — светская край и только на этом основании запретил ношение хиджаба. все-таки законов, запрещающих ношение хиджаба или же регулирующих, что следует и что не следует надевать верующим женщинам Азербайджана, на известный момент не существует, а Конституция страны гарантирует гражданам монополия на свободу вероисповедания. между тем начальник стали цитировать на вера «Об образовании» , предписывающий ношение учащимися средних учебных заведений единой школьной формы. но и в этом законе сносный конкретно нет о запрете ношения хиджаба. Самое интересное, что носящих хиджаб в школах и вузах бесконечно мало, не более 1 процента. То кушать они не играют какой-либо роли для оказания влияния. И не в хиджабе все действие на самом деле.

Но самое интересное во всем этом — это действия властей. снова очень недавно, только полтора месяца назад, ведущий одной телепередачи в прямом эфире связался с представителем Министерства образования, что бы поинтересоваться, истина ли, что директора некоторых школ не пускают девочек в хиджабах на занятия? избранник министерства категорически заявил, что оно таких распоряжений не отдавало, это начало самих директоров, которую учащиеся вправе обжаловать. Не успели верующие и общественность возрадоваться, как вдруг министерство меняет свою позицию и уже сам умный Марданов запретил ношение хиджаба в учебных заведениях и грозно указал, что это приговор — не его своенравие или же личное желание, а политика правительства. Но стоило верующим начать митинги протеста, как тогда же умный опять меняет свою позицию, начинает оправдываться, уверять, что он собственными глазами едва ли не глубоко верующий человек. А после и совсем указал, что дал указание, что бы верующие эту проблему решали с директорами школ. Проще говоря, переложил ручательство с себя на директоров школ, забыв свои грозные указания о линии властей страны в этом вопросе.

ИА REGNUM: как Вы считаете, только ли запрещение на ношение хиджаба в школах стал причиной резкой активизации исламского фактора в Азербайджане либо имелись и другие причины? дозволительно ли было ждать такого развития событий?

Безусловно, битва не в хиджабе. На самом деле в стране скоро изменилась занятие основных игроков на политической арене. опосля развала СССР все 90-е годы и вплоть до правления Ильхама Алиева ведущую занятие играли светские партии, которые были разнообразных оттенков и ориентации — от демократов до националистов. Исламские организации в этом случае и возникли в Азербайджане, Но они были в тот промежуток на обочине политической жизни в стране, были скорее маргиналами, чем серьезной политической силой. тем временем в азербайджанском обществе, в массе своем атеистичном, безгранично сильной была убеждение в западные ценности, а политический вера ассоциировался с Ираном и исламским миром, какой в этом случае не вызывал симпатий.

Однако выборы 2003 г. и та роль, которую сыграли западные страны, в первую очередь США, в приходе Ильхама Алиева к власти, нанесли громадный тумак по вере азербайджанского общества в западные ценности и вызвали всеобщее разочарование. А тогда Ильхам Алиев взял путь на жесткое подавление только инакомыслящего и нанес в первую очередь щелчок по прозападным партиям, а, по сути, по светским силам. К началу 2006 г. они были весь разгромлены и с тово времени сообщество перестало чувствовать о каких-либо активных действиях традиционной оппозиции, которая играла до этого основную занятие в обществе все годы посла обретения независимости Азербайджаном. В итоге в обществе возник вакуум. И сей вакуум стали наполнять сторонники политического ислама. В условиях, Кагда в Азербайджане де-факто запрещены все митинги и любые собрания граждан по политическим и иным вопросам, мечети стали забавлять занятие этаких политклубов. И немалая кусок разочаровавшихся в западных ценностях рядовых сторонников светской оппозиции ушла в лавка исламистов либо стала их поддерживать. еще подросло новость племя азербайджанцев, которые относились к исламу иначе, чем их воспитанные на пропаганде атеизма родители. Все это и привело к тому, что в Азербайджане с 2006 г. изменился общий климат, а с ним и приказ к исламу и политическому исламу. В результате, если раньше исламский причина в Азербайджане не играл особой роли, то нынче он вышел на передние позиции. И если раньше Азербайджан был в стороне от геополитической конфронтации Запада с исламским миром, то сегодня в республике стали все более болезненно чувствовать уже и на те или же некоторый мировые события в связи с исламом. Стали обычными акции протеста насупротив политики USA и Израиля на Ближнем Востоке, чего раньше было даже сложно предположить.

В итоге вера и его ценности стали платформой для нового поколения оппозиционеров. как результат, политический вера стал забавлять в Азербайджане занятие реальной оппозиции и отныне только эта авторитет вызывает около властей боязнь и тревогу. то есть потому начальство начали кампанию визави ислама и его сторонников. зa последние три возраст начальник вдобавок более ужесточили религиозную цензуру и начали кампанию по регистрации религиозных организаций, внесли поправки в закон, запрещающий деятельный религиозных общин, не прошедших регистрацию. Вслед зa этим в республике стали наставать политические коллизии в связи с запретом озвучивания азана (призыва к молитве) чрез усилители, а и кампании властей по закрытию и сносу мечетей. днесь власть решили нанести щелчок по исламистам с видоизмененный стороны и да возникла задача с хиджабом. То есть, возвращаясь к теме хиджаба, — здесь мы имеем занятие не с некоторый обыкновенный акцией отдельного министерства, а с продолжением борьбы властей Азербайджана с исламом и его сторонниками в стране. при этом эта борение сторон соглашаться с переменным успехом. К примеру, начальство пара раза (в 2007 и 2009 гг.) запрещали азан и пара раза опосля резких протестов верующих дословно сквозь не мало дней начальство шли на попятную и отказывались от своих намерений. в настоящее время по сути та же эскиз с хиджабом — прежде начальник запретили, после пошли на понятную и попытались смягчить негативную реакцию по этому вопросу. добро бы дилемма все опять до конца не решен и драка в этом способ продолжается.

ИА REGNUM: Официальные круги Азербайджана заявляют о том, что в активизации исламского фактора заинтересованы определенные внутренние и внешние силы, заинтересованные в дестабилизации ситуации и ревизии политического курса страны. Что Вы думаете по этому поводу? Безусловно, занятие внешнего фактора запрещать отрицать. Она имеет место. Иран В любое время оказывал и продолжает причинять поддержка своим сторонникам в Азербайджане. И будит и завтра причинять помощь. Играют свою занятие и силы в арабских странах, а да Турции и Пакистане. Но и прикрашивать эту занятие да не стоит. На самом деле внешние силы используют эту ситуацию в своих интересах. Ведь не Иран либо Турция давали указания о запретах на азан или же хиджаб, а тем более на слом и воспрещение мечетей в Азербайджане. Мы должны понимать, что большая прием наших внутренних проблем создана нашими властями, которые взамен того, что бы понять истоки проблем и выслеживать пути выхода из сложившейся ситуации, по традиции ищут виновных на стороне.

ИА REGNUM: В последние деньки усилились гонения на руководителей и активистов Исламской партии Азербайджана (ИПА), которая В любое время подозревалась в тесных связях с Ираном. В офисах партии и домах ее функционеров проводятся обыски, завершающиеся как по заказу изъятием литературы и оружия. Нет ли около Вас ощущения, что реализуется данный сценарий, выходящий зa рамки хиджабного вопроса?

Азербайджанская держава ныне при аресте оппозиционеров и инакомыслящих старается открещиваться политических аспектов, что бы не дарить повода для обвинений Запада в наличие в стране политзаключенных. В результате зa последние годы в Азербайджане сопротивление и инакомыслящие в массовом порядке стали «хулиганами», «наркоманами» либо «клеветниками». В этом отношении лидерам ИПА «повезло»: власть, дозволено сказать, их уважила и обвинила их по более серьезной статье — подготовке терактов и беспорядков в стране. Разумеется, азербайджанская общественность не восприняла эти официальные обвинения всерьез. И не только потому, что действия правоохранительных органов маловразумительны и шиты белыми нитками: прежде они нашли 3 гранаты и 7 патронов, ставшие основанием для серьезного обвинения. Но это сумма и то, как были «обнаружены», вызвали повелительный скепсис и насмешки в обществе и в итоге в последующие деньки состав «найденного» около членов ИПА оружия заметно возросло.

Но от этого официальное упрек не следовательно принуждать большего доверия к себе в обществе. причинность прекрасно в обществе понимают, что на самом деле причиной ареста 7 января 2011 г. лидера ИПА Мовсума Самедова и других функционеров этой партии стало быть деление на сайте YouTube видеоролика с выступлением М.Самедова на заседании Генерального меджлиса партии 2 января 2011 года. В этом выступлении Самедов подверг резкой критике президента Ильхама Алиева, обвинив его в уничтожении мечетей, попытке наложить на азан и преследовании женщин зa ношение хиджаба. Но самое суть — Самедов сравнил Ильхама Алиева с халифом Йазидом ибн Муавия, жившим в VII веке и являющимся недостойной фигурой в глазах шиитов. А ведь большая делянка азербайджанских мусульман являются шиитами. «Как и Йазид, Ильхам Алиев создает в Азербайджане культ сплетня своего отца, Гейдара Алиева «, — заявил в своем видеобращении Самедов. И в конце, под выкрики сторонников ИПА «Аллах Акбар», Самедов призвал азербайджанцев «восстать и решать могила деспотическому режиму». Вот зa все это он и его окружение и были наказаны и арестованы. Здесь нет сценария, тем более что подготовленного, что следовательно по тому, как непоследовательно действуют и правоохранительные органы страны и спецслужбы. Здесь имеет связка воздействие начальство на это конкретное выступление.

ИА REGNUM: как Вы прогнозируете будущий течение событий и каким Вам видится освобождение из создавшейся ситуации?

В идеале было бы хорошо, если бы власть имели команду аналитиков, которая занималась бы этой проблемой и предлагала бы властям конкретные рекомендации, которые воспринимались бы при этом по крайней мере с пониманием. все же во властной структуре нет ни такой команды, ни вместе какого-то желания понять идущие в последние годы в стране процессы. поглощать только одна политика — подавить любое инакомыслие и любое политическое движение, которое не под контролем власти. То снедать в арсенале только одна политика репрессии. А насилие, как известно, только и рождает насилие. по-этому не думаю, что в ближайшее время мы увидим, как начальство найдут компромиссное приговор не только по хиджабу, Но и общий по исламскому фактору. Полагаю, что начальство будут и дальше на все лады делать влияние на верующих и рисковать жениться сей причина под мой контроль. Последние будут по мере своих возможностей сопротивляться. при этом время работает в пользу исламистов, причинность жесткие и зачастую просто неадекватные действия властей только усиливают позиции религиозных сил в Азербайджане и снова более усугубляют ситуацию в стране.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.