Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, глава Азербайджана Ильхам Алиев. Коллаж: ИА REGNUMЮжный коридор — Восток-Запад — получил четкое политическое оформление. если в промежуток
Южный коридор — «Восток-Запад» — получил четкое политическое оформление. если в промежуток президентства в России Владимира Путина позиции Туркмении и Азербайджана по отношению к проектам доставки газа в Европу в обход РФ были очень осторожными и непубличными, то теперь все маски сброшены.
Визит главы Европейской комиссии Жозе Мануэла Баррозу в Ашхабад и Баку, предпринятый в середине января 2011 года, продемонстрировал эволюционное союз позиций: Туркмения и Азербайджан заявили о готовности считать газ для проектов да называемого «Южного энергетического коридора», Европейский сближение пьяный сей газ принимать, а да быть участником в строительстве самих маршрутов доставки. А их несколько.
Главный проект, лоббируемый Западом, — газопровод NABUCCO, берущий начатие в Туркмении, пересекающий Каспий, питаемый кроме Азербайджаном, проходящий транзитом по Грузии и Турции в Европу. В соответствии с заявленными планами, NABUCCO претендует на прокачку газа и из Иракского Курдистана.
В составе «Южного энергетического коридора» фигурируют еще, как минимум, три проекта — TGI (Турция-Греция-Италия) и TAP (Трансадриатический газопровод). заключительный будит наставать в Греции, пройдет после территорию Албании и Адриатическое много в Италию. Таким образом, будущий соединения Туркмении с Закавказьем и Турцией чрез NABUCCO, придает актуальность новым периферийным газовым проектам в треугольнике Турция-Греция-Италия.
Однако наиболее примечательным следовательно упоминание в составе «Южного энергетического коридора» проекта «Белый поток» (Туркмения-Азербайджан-Грузия-Украина), инициированного в промежуток премьерства на Украине Юлии Тимошенко . известный проект, предполагающий поступление среднеазиатского газа на Украину в обход РФ, может рассматриваться в качестве стратегической угрозы для России.
В рамках диверсификации направлений экспорта газа Туркмения уже обеспечила себе доступ на торг Китая, мочь увеличения объемов прокачки в Иран (в пошлом году Иран опередил Россию по объемам импорта туркменского газа), а да заложила юридические основы маршрутов доставки «голубого топлива» в Афганистан, Пакистан и Индию (ТАПИ).
На саммите глав прикаспийских государств туркменский глава Гурбангулы Бердымухамедов заявил о готовности считать газ в Европу. Для этого, по его словам, приоритетное разум приобретает понятие прокладки газопровода по дну Каспийского моря. Более того, опосля переговоров с Баррозу в Ашхабаде, Бердымухамедов предложил идею российским компаниям принять покровительство в реализации этой идеи стратегического обхода РФ по «Южному коридору».
Российская край на эти масштабные маневры практически не реагирует. часто высказанная положение руководителей газового сектора, в том числе высокопоставленных менеджеров » Газпрома «, а и чиновников правительства РФ (например, Игоря Сечина ) заключалась в том, что газопровод NABUCCO — бессмысленная затея, поскольку лишена соответствующей ресурсной базы. В свою очередь, в позиции МИД России была акцентирована политическая составляющая вопроса — задача статуса Каспийского моря. В соответствии с ней, по дну Каспийского моря газопровод не может пребывать проложен, поскольку оно (дно) до сих пор не разделено посреди прибрежными государствами. как такой же позиции придерживается Иран — кроме одна страна, имеющая исторические интересы на Каспии.
В Ашхабаде и Баку думают иначе. зa последние не мало месяцев Гурбангулы Бердымухамедов часто повторял, что вопрос строительства газопровода по дну Каспийского моря не должна политизироваться. По его мнению, определенный проблема лежит в плоскости взаимоотношений Туркмении с Азербайджаном. «Туркмения твердо убеждена в том, что прокладка глубоководного трубопровода на Каспии может исполняться с согласия только тех сторон, чрез участки дна которых будит построен такой трубопровод», — заявил Бердымухамедов на саммите в Баку. То снедать Ирану и России в данном вопросе он уготовил занятие статистов.
Специалисты в сфере газовой политики принялись вычислять, а хватит ли около Азербайджана и Туркмении газа, что бы наполнять уже действующие и проектируемые газопроводы. Пессимистические оценки на этот счет, как и полагается, преимущественно настойчиво звучат из Еревана. Здесь прекрасно понимают, какую динамику получит Азербайджан, если по его территории будит налажен транзит туркменского газа. на место реальной оценки угроз, в Ереване предпочитают деять вид, что Баррозу, а вместе с ним и Бердымухамедов с Алиевым подписывают пустые, или, как деловито пишет одна из армянских журналисток — «не чрезмерно важные» документы.
Между тем, суть не в объемах газа — они найдутся, а в заданном политическом тренде. Военно-политический коридор «Восток-Запад», получив четкое оформление, обрастает транспортно-энергетической инфраструктурой. И на нынешний сутки это является для России одним из наиболее актуальных вызовов. предпочитает отмалчиваться. Уже не слышно заявлений о бесперспективности NABUCCO и, наоборот, привлекательности конкурирующего с ним проекта — «Южный поток». Более того, по итогам визита президента РФ Дмитрия Медведева в Туркмению эксперты констатировали сворачивание проекта строительства Прикаспийского газопровода, кто и призван был соединить «Южный поток» с его среднеазиатской ресурсной базой.
Итак, дозволено ли констатировать неудача российской энергетической политики в Средней Азии, или же обладает рычагами, которые позволят торпедировать образ действий ее обхода с юга? На самом деле факторы, которые могут свести на нет перспективы доступа Запада к запасам газа Туркмении, малочисленны, Но они есть.
Первый и наиболее действенный — неурегулированный дело по статусу Каспийского моря. Здесь естественным союзником столицы остается Иран. Пресловутая «перезагрузка» взаимоотношений с USA не должна налагать оковы на что Москве водить с Тегераном сильный разговор по данному вопросу и в прямом смысле болтовня координировать действия, вплоть до открытого демарша навстречу попыток Бердымухамедова и Запада давать эту проблему. Закрепление перспективы строительства трубы по дну Каспия на договорном уровне должно случаться стартовой точкой для пересмотра взаимоотношений с Ашхабадом и Баку, поскольку коренным образом противоречит национальным интересам РФ.
Второй причина — безопасность энергетических коммуникаций в Закавказье. Россия в данном случае имеет все возможности влияния. Азербайджан, Грузия и Турция должны осознать, что дальнейшее наращивание потенциала транспортно-энергетического коридора среди Каспием и Черным морем (Турцией) противоречит национальным интересам РФ, поскольку оставляет ее вне зрелище не только в Закавказье, Но отныне угрожает ее позициям в Средней Азии.
Ключевой с этой точки зрения является положение Турции, которая, претендуя на занятие транзитного узла мирового масштаба, должна учитывать приоритеты партнеров. Анкара, давшая на прохождение «Южного потока» в ее исключительной экономической зоне, должна содержаться извещена, что план NABUCCO неприемлем для России, поскольку исключает значение реализации «Южного потока». Здесь следует обратить почтение на звучащие в последнее время сплетня о возможности объединения этих двух проектов. Кстати, не отреагировала и на эти прогнозы. посреди тем, в контексте с Турцией может оставаться обсуждена мочь такого объединения — в том случае, если Грузия будит исключена из будущей трассы NABUCCO.
Россия должна внимательным образом проанализировать сцепление среди транзитными перспективами Закавказья и тлеющими в этом регионе конфликтами, в частности, нагорно-карабахским. Изоляция Армении из региональной энергетической инфраструктуры противоречит интересам России, поскольку то есть на армянской территории сконцентрирован веский потенциал российских энергетических компаний — «Газпрома», ИНТЕР-РАО ЕЭС и «Росатома». должна приложить усилия для развития направления «Север-Юг» — Иран-Армения, а да становиться активным игроком в армяно-турецких переговорах, в частности, убедить Анкару разблокировать транспортно-коммуникационные артерии с Арменией. Опасения столицы в том, что это ослабит военно-политические позиции РФ в регионе, с подписанием протокола о пролонгации сроков дислокации военной базы в Гюмри потеряли актуальность. В данном контексте ожидание Баку брать под контроль главный газопровод Россия-Грузия-Армения ( Моздок-Тбилиси -Ереван) столь же неприемлемы для Москвы, сколько и для Еревана.
Третий причина — политическая стабильность в Центральной Азии и, в частности, в Туркмении. С точки зрения своих долгосрочных интересов, Россия не может кроме безмолвно засмотреться на «диверсификацию» туркменской внешней политики, поскольку ее следствие погода ото дня становится все более очевидным. Туркмения медленно, Но вероятно превращается в непотопляемый энергетический «авианосец» Запада в регионе. USA и ЕС тратят значительные имущество на залог своего военного присутствия в Каспийском бассейне. обязана в ближайшее время отреагировать на ожидание Бердымухамедова относительно Каспийского моря. А то есть однозначно и жестко предупредить его, что начало по прокладке газопровода по дну Каспийского моря неприемлема для российской стороны и может сыграть занятие детонатора напряженности в Центральной Азии и Каспийском регионе.
Реакция на вышеперечисленные контрмеры России выявят серьезность намерений Ашхабада и Баку. Политические торги, которые ведут Бердымухамедов и Алиев сообразно в треугольниках Москва-Пекин-Вашингтона и Москва-Анкара-Вашингтон затянулись и зашли слишком далеко. И если экономическое понимание Китая в Центральную Азию мешать уже невозможно, то закрепление USA в Каспийском бассейне чревато сцепкой «санитарного кордона» — Прибалтика-Украина-Закавказье со Средней Азией. То кушать изоляцией России по всему южному периметру ее границ.