Глава Центра защиты свободы совести и вероисповедания (DEVAMM, Баку) теолог Ильгар Ибрагимоглу. Иллюстрация: zman.comНа вопросы ИА REGNUM отвечает голова Центра защиты свободы совести и вер
На вопросы ИА REGNUM отвечает господин Центра защиты свободы совести и вероисповедания (DEVAMM, Баку) теолог Ильгар Ибрагимоглу.
ИА REGNUM: Для начала хотели бы бить повальный вопрос. Что происходит в религиозной жизни Азербайджана? Приветствую Вас и Ваших читателей. С сожалением обязан отметить, что зa последние месяцы обстановка в религиозной жизни в стране оставляет алкать лучшего. В сфере религиозных свобод сделан громадный аллюр назад. В особенности, последние вдвоем месяца ознаменовались серьёзными, и притом массовыми нарушениями прав верующих. На нынешний число вопрос остается, и ее насмешка не снижается. вопрос усугубляется тем, что она затрагивает по сути каждую семью практикующих верующих. причинность с введением запрета на посещение школ ученицами, в симметрия с религиозными воззрениями покрывающими голову, задача в той либо другой мере касается неимоверно многих. Чья-то дочь, племянница, младшая сестра, кузина подпадает под сей запрещение — это вопрос затрагивает тысячи людей. С видоизмененный стороны — учитывая азербайджанские реалии, дозволено выражать об исламофобской составляющей вопроса. причинность все приводимые доводы не терпят никакой критики, и это обоснованно позволяет людям думать, что истинная мотивация запрета связана с нетерпимостью к определенному внешнему виду, являющемуся проявлением свободы убеждений. Учитывая сказанное, дозволено утверждать, что диатриба соглашаться о самом массовом нарушении прав человека, причинность воспрещение направлен визави конкретной группы, придерживающейся определенных воззрений.
ИА REGNUM: Чем вызвано такое острое восприятие проблемы со стороны верующих?
Во-первых, воспрещение коснулся такого фундаментального права, как конституционное власть на получение образования. преимущественно это остро воспринимается верующими вторично и потому, что по велению священной религии, понимание наук — одна из главных обязанностей правоверного мусульманина. Вторая особенность: школы — это место, гораздо дети ежедневный ходят, и Кагда препятствуют этому естественному ходу событий, возникают в один присест обилие проблем, прямо-таки сгусток проблем. Дети отстают от учебного процесса, чувствуют психологическую травму за проявленной в отношении них дискриминации и др. Но самое, пожалуй, суть — верующие действительно лишаются одного из самых базисных прав — реализации свободы вероисповедания. как Вам известно, Пакт ООН о гражданских и политических правах, Всеобщая объявление прав человека ООН, Европейская договор по защите основных прав и свобод человека однозначно подтверждают свободу вероисповедания. причина международно-правовые документы предписывают, что головные покрытия, надеваемые в соотношение с религиозными убеждениями, являются неотъемлемой частью понятия религиозной свободы и в качестве таковых должны скрываться весь соблюдены.
Немаловажным моментом является и то, что, в разница от множества циркуляров, которые спускаются сверху ежемесячно, Но которые чрез непроходимо низкий промежуток времени канут в Лету, остаются на бумаге, сей запрет, причем устный, выполняется настойчиво, другой раз с каким-то административным восторгом со стороны школьной администрации. Все это вызывает вопросы около верующих. Получается, что подбирать монета со школьников, плохое обучение, реальное отставание школ от должных стандартов — это не вопрос для отечественных чиновников от образования; а Кагда в школу с 500 учениками приходят 10-15 учениц в аккуратных беленьких платочках — на борьбу с этим «вопиющим безобразием» мобилизовывают все силы и держат на особом контроле. Разумеется, это не может не настораживать. Это не может не обижать.
ИА REGNUM: который творец этого дела? дозволительно ли прозывать сложившую ситуацию проявлением исламофобии на государственном уровне?
Нет, я не думаю, что это вкушать изображение государственной линии. около нас лакомиться все основания да считать. причинность синусоида ситуации с религиозной свободой в последние годы явно наводит на наличие противоположных групп влияния во власти. Мы согласны с теми экспертными оценками, которые указывают на наличие во начальник влиятельной группы исламофобской направленности. Только только зa последние годы мы видели изображение этой группы в ситуации с попыткой запрета на озвучивание азана, со сносом мечетей и др. Вмешательство главы государства не мало раз возвращало ситуацию в нормальное русло. Но в последние 2 месяца мы видим некое доминирование пресловутой группы, причинность вопрос с хиджабом не находит покамест своего решения.
Но явно во власть глотать и другая влиятельная группа, которая считает подобное известие к религии неправильным и по мере возможности препятствует реализации планов со стороны первой группы. Пару годов обратно вторично построенные мечети внезапно начали сносить. Причем не было четкого автора сего варварства — как и полагается в бюрократической системе. после все как бы залпом остановилось, обстановка вернулась в цивильное русло. Сегодняшнюю ситуацию я бы охарактеризовал как опасный кризис. Религиофобская разряд как бы решила брать реванш, и около них лакомиться в наличии какие-то сильные факторы. причинность до сих пор столь медленно упадок около нас не продолжался.
ИА REGNUM: Какие это могут лежать факторы?
Ну, это все из области предположений. В отлучка четкой, объективной информации дозволительно как только выдвигать гипотезы. Но логика подсказывает, что в дежурный раз разыгрывается пресловутая карта «усиления фундаментализма». Ведь не секрет, что, как и на всем постсоветском пространстве, в Азербайджане из возраст в год проистекает ренессанс веры, возврат к духовным ценностям. здоровый занавес пал, произошла мощная коммуникационная и технологическая революция, человеки получили доступ к информационным ресурсам. Естественно, большое цифра людей, анализируя эту информацию, приходят в религию. барыш количества верующих соглашаться по арифметической, часом и по геометрической прогрессии. Но в различие от России, где чиновники стараются водить сей процесс, регулировать матрицу возврата в углубление веры, наши чиновники в большинстве своем поступают инерционно, стараются административно удерживать этому. Чиновники как бы обеспокоены ростом числа верующих и административными рычагами стараются повернуть обратно подходящий движение событий. Но ведь как законам природы, существуют общественные законы. сущность вопроса в том, что дозволено возбранять какие-то внешние проявления, дозволено удерживать какие-то обстановка веры, Но рисковать ограничить веру — это нонсенс. Ведь ясно, что это вызовет обратный эффект. человеки В любое время более интересуются запрещаемым. И чем больше некоторые чиновники притесняют веру, тем больше человеки интересуются этим феноменом, и соответственно, тем больше пришествие в веру.
ИА REGNUM: А какая, на Ваш взгляд, мотивация около данной группы чиновников?
Я думаю, что враз не мало факторов играют занятие в мотивации этой группы. Во-первых, в стане чиновничества покамест сильны идеологические клише советской действительности. По всей видимости, здесь питаться некое доминирование носителей идеологического мышления советского времени, то потреблять некоторый атеистический подход к данному вопросу. следующий причина — шалость в светскость и подыгрывание определенным этатистским тенденциям. Плюс к этому третий причина — общая нетерпимость к альтернативному образу жизни, всякому альтернативному. теснить некое гнев от возвращения людей к своему духовному началу. Думаю, что круг этих факторов и выдает на возвышенность подобную упрямство в продолжении проблемы.
ИА REGNUM: как бы Вы прокомментировали сложившуюся ситуацию с позиций толерантности?
Именно в этом плане и возникает очень олицетворенный кризис. Азербайджан годами зарабатывал солидный толерантный имидж. внезапно выходит так, что за действий исламофобской группы во власть ставится под пинок деревня имидж толерантности страны. Я думаю, что это — серьёзная проблема, и царство проникнется этой серьезностью и устранит подобные деформации. Ведь как дозволительно выражать о той либо другой толерантности к религиозным меньшинствам, Кагда проявляется нетерпимость к религиозному большинству?! Я думаю, что имидж толерантности Азербайджана оказался под угрозой то есть через исламофобских действий определенных кругов.
ИА REGNUM: А как Вы относитесь к доводам о светской модели страны?
Да, к сожалению, мы видим, что как некоторые чиновники во власти, да и некоторые агитаторы от гражданского общества стараются цитировать на светскость. Во-первых, Азербайджан все свои годы был светской страной, Но почему-то проблемы не существовало. Не вчера Азербайджан стал внезапно светским государством, чтоб цитировать сей довод. другой момент — некоторые как бы пытаются случаться большим католиком, нежели духовенство Римский. Ведь всем известно, что ни в США, ни в Великобритании, Испании, ФРГ, Норвегии, и т.д. нет никакой проблемы с хиджабом в школах. В абсолютном большинстве светских стран Европы и Америки нет проблемы с хиджабом. К тому же, первый встречный адвокат даст четкую справку о том, что то есть светскость предполагает гарантирование свободы совести, в том числе ношение хиджаба в школах. быть испытание индоктринирования общественного мнения, жонглирование терминами. какой угодно непредвзятый особа подтвердит, что доводы светскости не выдерживают никакой критики.
ИА REGNUM: На какой стадии безотлагательно проблема?
Вот уже чета месяца, как это вопрос продолжается. кое-когда моментами чувствуется, что появляются какие-то определённые контуры решения проблемы, Но покамест нуль конкретного нет, и я думаю, что на нынешний сутки покамест заблаговременно выражать о решении. Но мочь решения проблемы все же существует.
ИА REGNUM: к тому же 1 задача по этому поводу. как действует в этой ситуации господство мусульман Кавказа (УМК) и как это отразится на его репутации?
В принципе господство мусульман Кавказа является организацией, которая по своему статусу обязана в первую очередь предпринимать данной проблемой. Чувствуется, что она занимается, Но покамест результатов нет. Я думаю, что сей проблема обязан защищать ежедневно, ежечасно, ежеминутно в повестке дня УМК. Допускаю, что да оно и есть. Но если нет должного результата, то УМК обязан мобилизовать все свои возможности для быстрейшего решения этой проблемы. Ведь с каждым днем продолжения этой проблемы все это вконец пагубно сказывается на репутации УМК. Проблема, по сути, достигла своего апогея. Она требует своего срочного решения.
ИА REGNUM: как вы думаете, какие шаги должны иметь предприняты для разрешения данной ситуации?
Тут глотать разные варианты. несомненно же, самым важным положительным аспектом здесь является то, что нет никакого документального, письменного запрета. Значит, при наличии политической воли по решению проблемы, довольно будит восстановить статус-кво. дозволительно все обставить красиво, сказав, что для достижения гражданского консенсуса принято принципиальное приговор об устранении проблемы. дозволительно выбрать вариант, при котором наряду со школьной формой будит предписана форма, окраска хиджаба — как в той же Великобритании или же США. при желании дозволительно встречать массу вариантов разрешения проблемы.
ИА REGNUM: Каковы Ваши прогнозы?
Честно говоря, не хотелось бы утверждать о прогнозах. Ведь слово соглашаться о судьбах людских. вопрос касается самой незащищенной категории — детей. Продолжение данной ситуации — приносит моральные страдания тысячам, десяткам тысяч людей. Я думаю, что известный задача найдёт своё решение. Я надеюсь, что государственнический подход возьмет идеал и права верующих будут восстановлены. Никому не принесет почета отнимать наших детей права на образование, прерогатива пребывать в соразмерность со своим мировоззрением. Маргинализация верующих никому не нужна, она контрпродуктивна. Я непомерно надеюсь, что лакомиться воззрение этого.