После Совета Федерации: Как быть с русским народом и русской культурой в Татарстане?

На заседании Совета Федерации 17 января правитель РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости уделять особое забота русской культуре, являющейся основой развития всей многонациональной ку

На заседании Совета Федерации 17 января глава РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости «уделять особое забота русской культуре», являющейся «основой развития всей многонациональной культуры России». сразу свои совет по теме высказали сенаторы и руководители политических партий. В частности, руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев заявил, что государствообразующую занятие русского народа надо закрепить в Конституции. С аналогичным предложением — законодательно закрепить зa русским народом статус государствообразующего — выступил начальник фракции КПРФ Геннадий Зюганов .

В Татарстане ИА REGNUM опросило по данной теме многих представителей татарского национального лагеря. мой объяснение дал и зампредседателя Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов .

«Русская культура, действительно, великая, и ни один человек с этим не спорит», — заявил в своем комментарии ИА REGNUM 1 из разработчиков концепции современного татарского национализма, нынче — начальник Института истории АН РТ Рафаэль Хакимов . «Когда видишь упадок грамотности русской речи, причем не только около молодежи, Но и около государственных служащих, то понимаешь естественное готовность президента России уделить особое уважение русскому языку, — рассуждает Хакимов, — но не имеет смысла русский язык юридически закреплять в статусе государствообразующего, потому что, во-первых, по Конституции России русский наречие является единственным государственным языком в стране, что уже подчеркивает частный статус русского народа, а во-вторых, в преамбуле Конституции России говорится о многонациональном народе страны, и законодательное закрепление особого статуса русского народа будит поступать противозаконно главный правило нашего государства».

Председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета Татарстана Разиль Валеев и считает, что «никому в голову не придет колебаться в величии русской культуры». «Однако в Конституции России закреплено равноправие народов, по-этому ценить особым законом зa русским народом статус государствообразующего, значит, преступать выдающийся постановление страны».

Еще 1 из апологетов татарской национальной идеи — начальник Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар Дамир Исхаков уверен, что объявление Дмитрия Медведева является реакцией на события на Манежной площади в Москве. По мнению одного из главных идеологов татарского национального движения, строй иерархов Русской православной церкви и конкретно — о. Всеволод Чаплин сделали недвусмысленные заявления по поводу отстаивания интересов русского народа и места русских в современной России. «Раньше сила была очень не заинтересована в политической активности русских, так и политическая система России работала не в интересах русского народа. В условиях экономической стагнации, которую переживает Россия, русские как наиболее многочисленная кусок населения страны, чувствует себя более пострадавшими», — считает Дамир Исхаков.

Он да пояснил, что «заявление Медведева в поддержку русской культуры, с одной стороны, является реверансом в сторону русских, с иной стороны, это пай будущей избирательной кампании по выборам президента России в 2012 году». В итоге, считает татарский этнолог, освобождение из обострившихся межнациональных взаимоотношений может содержать двое пути: «Первый — это увеличение тоталитарных тенденций во внутренней политике как в интересах русских; следующий — модернизация в сторону либеральной национальной политики». И тот, и второй путь, по мнению Дамира Исхакова, в условиях действительно начавшейся предвыборной гонки зa должность главы государства будит пользоваться судьбоносный вид для России.

Руководитель Центра этносоциологических исследований Института истории Академии наук Татарстана Розалинда Мусина признает, что «русский народ, составляющий более 80% жителей страны, влияет на все многонациональное житель России». Но, по ее мнению, подсчет только русский толпа государствообразующим будит глубоко ошибочно, поскольку «помимо русских в формировании России как государства огромная занятие принадлежала и тюркским народам». «В современных условиях законодательное признание зa русским народом статуса государствообразующего может привести к к тому же большому обострению межнациональных взаимоотношений в России», — считает Мусина.

Лидер молодых татарских националистов из движения «Узебез» («Мы сами»), глава совет Всемирного форума татарской молодежи Руслан Айсин заверил, что его единомышленники только поддерживают желание властей воспитывать национальную культуру, будь она русской либо татарской. Поскольку «чем выше высота культуры в стране, тем выше стандарты взаимопонимания, толерантности, уважения к представителям других этнических групп, носителям иных религиозных ценностей и ментальных установок». По мнению Айсина, Российская общество «была В любое время славна тем, что образовывала около себя особую цивилизационную модель, где представители других культур чувствовали себя комфортно и участвовали в ее формировании», причем татары в русской культуре «занимают особое место». В любом случае, по мнению Айсина, перекоса, дисбаланса скрываться не должно, «иначе сообщество начнет лихорадить, ведь РФ — это единичный тело и гордо уделять должное почтение каждому его органу».

Монолог заместителя председателя Общества русской культуры РТ Михаила Щеглова, как единственного представителя русской общественности в данном обсуждении, ИА REGNUM приводит целиком.

Мне слова, которые произнес Дмитрий Медведев на Совете Федерации, кажутся удивительными. Думаю, что еще раз полгода обратно они были бы невозможны. Но когда-то их все и пришлось бы произнести, потому что события, которые мы наблюдали на Манежной площади, все и — загодя или же поздно, Но случились бы. В такой стране как Россия очень не трудиться межнациональными отношениями или же отделять межнациональную политику в вековой ящик. То же самое касается и статуса русского народа.

В Татарстане, как и во многих других национальных республиках, при полном безразличии федерального центра на протяжении чуть не 20 годов шла занятие по сохранению только одной «титульной нации», а и ее культуры — татарской. конечно и управляют нашей республикой, в которой русские составляют лишь меньше половины, сейчас только татары — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Да, русские здесь не бунтовали, не возмущались массово, что их оттеснили на обочину, и руководство Татарстана помаленьку про русских забыло. Это неправильно. Это пагубно не только для русского народа, живущего в Татарстане, Но и для всех русских и татар в России, а и для других народов страны. как правильно отметил Дмитрий Медведев, русский язык является основой государства, и от самочувствия русского народа, от его самосознания, от его духовной силы и уверенности в будущем зависит будущее всей России.

Я не умаляю занятие других народов России, Но цифры — упрямая вещь. Что такое «80% населения составляют русские»? Это не значит, что остальные 20% в России не уважаются, просто государствообразующую занятие русского народа нуждаться признать. Я, кстати, не напротив признания роли татар и других наций в становлении российской государственности. Но если следуют такие заявления, то представители этих народов должны пахнуть и свою долю ответственности зa все, что происходит с Россией сейчас, и зa то, что с ней происходило на протяжении веков.

В Татарстане русские составляют около 40%. Но давайте спросим около руководства Татарстана, каким образом русский нация участвует в управлении республикой, либо пускай бы бы как развивается здесь русская образование (о чем говорит правитель Медведев)? выше- эхо — никак. Более того, многое делается для того, что бы русская образование не развивалась. Правители Татарстана просто забыли о существовании русского народа. Татарстан, в том числе и в Москве, уже очень называют «мусульманской республикой», хоть мусульман тогда как столько, сколь и православных, например.

Может, это происходит не от злого умысла — человеки просто расслабились: им ни одна душа тогда не возражает, около них власть, материальные, финансовые ресурсы. И они занимаются решением только своих проблем. Я при этом не хочу сказать, что все руководство Татарстана занимается обогащением своих родственников и семейных кланов. Они решают государственные вопросы, Но по своим понятиям, исходя из своих представлений о норме. И в этих представлениях они русских не видят, русские от них в отдалении — в Москве, гораздо надо порой ездить, что бы в дежурный раз попросить денег из федерального бюджета.

Сколько около нас русских писателей в Союзе писателей Татарстана? что русских композиторов в Союзе композиторов Татарстана, в других творческих союзах? как издаются их труды, произведения? гораздо может русский личность в Казани пойти, например, послушать русскую музыку, посмотреть зрелище В русский драматический место имени Качалова? Но там практически нет русских национальных пьес, там нет русского психологического театра…

Говорить про кадровую политику в Татарстане уже следовательно притчей во языцех. если некоторый место республики быстро весь русский, то там поставят русского главу. В остальном, татаризация всех сфер высшего руководства республики, начатая опять при Минтимере Шаймиеве , продолжается. Последним «достижением» в этом направлении следовательно задача ректора Казанского федерального университета, что В любое время считался храмом академической науки и оплотом казанской интеллигенции. в обмен бывшего ректора КГУ Мякзюма Салахова (пусть и татарина, Но казанского, университетского) был назначен районный глава, иностранец из Бавлинского района Ильшат Гафуров . крайне показательная кадровая политика.

В правительстве Татарстана — люди, которые принимают решения, — весь татары. А что происходит на уровне районов? Крепкая русская станица в Татарстане зa последние двадцать годов стала средненькой, а слабая русская станица — весь со слабыми хозяйствами, стала просто никудышной. В таких деревнях закрывают магазины, сокращают в них школы, а население, которое еще раз не спилось, уезжает в города. после останется только отключить электричество, и деревни больше не будет. А ведь русская хутор в Татарстане, разумеется и в России — это основа, это корни, бес которых прислуга превращается в условную «статистическую единицу». теперь в Татарии вдобавок остались отдельные русские деревни, вроде Русского Никольского, где осуществляется известный руководством республики «официальный» фольклорный табель Каравон, Но они служат просто витриной, эдаким лубком для сотворения имиджа «мультикультурного Татарстана».

Ну и, наконец, замечательный «межконфессиональный баланс в Татарстане». Эта содержание и часто обсуждалась, Но что меняется? На более чем 1300 мусульманских приходов около нас — только около 200 православных. неужели это баланс? Это возмутительный перекос. Но к созданию подобной ситуации привела не только пассивность руководства Казанской епархии РПЦ (что невозможно свергать со счетов), Но в несравненно большей степени — государственная политика в Татарстане, направленная на восстановление ислама. если в паче всего русской деревне живут только не мало татар, то руководство района непременно построит там храм — такова стратегическая установка, идущая из Казанского кремля. И все бы ничего, Но вот только церкви в Татарстане ни один человек устраивать либо восстанавливать не торопится.

Если раньше для оправдания подобной ситуации Минтимером Шаймиевым использовался мнение о «сравнительной дороговизне церквей относительно мечетей, в уважение чего традиционной роскоши в православных храмах», то сегодня это уже не работает: я могу сказать, что современные мечети в Татарстане не уступают в своей роскоши церквям.

Но меня огорчает не это — я даже радовать зa мусульман, поскольку считаю татар братским народом. Мне жаль, что руководство Татарстана не понимает пагубности выбранного 20 годов вспять курса. А изменит ли оно свое известие к русским опосля нынешних заявлений президента России, покажет время.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.