Талгат Мамираимов: Референдум по продлению полномочий Назарбаева до 2020 года и угроза деспотизма

Вице глава Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Талгат МамираимовРеферендум по продлению полномочий президента Назарбаева до 2020 возраст дозволено испытывать с разнообразных

Вице правитель Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Талгат Мамираимов Вице глава Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Талгат Мамираимов

Референдум по продлению полномочий президента Назарбаева до 2020 возраст дозволено смотреть с разнообразных ракурсов. С одной стороны — он умышленно невыгоден главе государства, потому что через силу сильны имиджевые риски. С подобный — событие дозволено осматривать как «подтверждение» признания и «любви» со стороны народа. По мнению вице президента Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Талгата Мамираимова, референдум тем самым приобретает «историческую значимость» в масштабах страны и в итоге может начинать одной из мер сохранения и «увековечивания» Нурсултана Назарбаева в истории страны как одного из «исключительных лидеров». Но при этом — необыкновенно важен фон, на котором происходят «исторические» события: в стране грозит обостриться языковой вопрос, практически не существует альтернативных политических сил, а создавшиеся политические пустоты могут заполнить радикальные исламисты.

ИА REGNUM : Как вы считаете, откуда взялась мысль референдума о продлении полномочий главы государства до 2020 возраст Существует версия, что Нурсултану Назарбаеву очень невыгодно проведение референдума — а саму идею двигают представители властной элиты, желающие в любом случае сохранить статус-кво на ближайшее десятилетие.

Идея о референдуме, видимо, является реакцией на широко распространенные в нашем обществе сплетня о возможном добровольном уходе Нурсултана Назарбаева с поста президента в пользу «преемника». В результате таких разговоров и такого рода версий в нашей общественно-политической системе сложилась обстановка некоторой неопределенности. По всей видимости, мысль о референдуме принадлежит одной из элитных группировок Казахстана, которая стремится преодолеть эту неопределенность. (Хотя, судя по всему, практически все элитные группировки заинтересованы в том, что бы Назарбаев как дозволительно больше оставался около руля) Возможно, тем самым эта элитная соединение пытается побеждать под контроль общественно-политическую ситуацию в стране. Похоже, что эта порядок имеет большое обаяние на администрацию президента (АП) РК. Это преимущественно причинность прослеживается по уровню организованности и масштабности кампании в поддержку идеи референдума — такое под силу только АП РК.

Проведение референдума невыгодно Нурсултану Назарбаеву. Это основательный пощечина по его внешнеполитическому имиджу. А он, по всей видимости, активно стремится к тому, что бы оставить следствие в истории. по-этому понятие референдума, уже «в штыки воспринятая на Западе», едва ли ли импонирует ему. не считая того, проведение референдума, по всей видимости, продвигаемое определенной элитной группировкой, может в дальнейшем усилить архитекторов идеи и исполнять их достаточно самостоятельными игроками на общественно-политическом нива Казахстана. Такая надежда Назарбаева, хранителя и организатора баланса сил всех основных элитных группировок нашей страны (за счет чего он во многом сохраняет свою власть), да не устраивает.

ИА REGNUM : Как вы относитесь к идее референдума?

Как я ранее говорил — референдум в сложившейся ситуации невыгоден Назарбаеву. Проведение референдума не имеет какой-либо практической целесообразности для него. Для того, что бы продолжать уцелеть около руля, президенту довольно и выборов. Впрочем, определенный референдум содержит в себе и PR-составляющую. если говоря, это событие дозволено судить как «подтверждение» признания и «любви» со стороны народа. Референдум тем самым приобретает «историческую значимость» в масштабах страны. То вкушать в этом только плане референдум может начинать одной из мер сохранения и «увековечивания» Назарбаева в истории страны как одного из ее «исключительных лидеров». Но это практически не имеет смысла бес всеобщей международной легитимации, которую референдум не получил. В этом свете для Назарбаева выборы являются наиболее лучшей альтернативой в том случае, если он намерен сохраняться и кроме главой государства. Тем более, что даже в случае проведения прозрачных выборов, по всей видимости, Нурсултан Назарбаев победит на них.

Кроме того, твердое замысел президента направляться на выборы может останавливаться предлогом для роспуска парламента и проведения внеочередных парламентских выборов. сей выступка необходим не только по причине совпадения сроков президентских и парламентских выборов; расхождения во мнениях около президента и парламента, Но и и в виду логической привязки демократичности решения Назарбаева отправляться на выборы с роспуском «однопартийного» парламента. Это дозволительно извлекать как дежурный PR-ход в аспекте присутствия Казахстана в тройке председателей ОБСЕ . Но наибольший политический барыш от этого решения извлечет то есть президент. если он обратится к народу, возможно, с трибуны парламента, и, поблагодарив зa оказанное доверие, откажется от проведения референдума, то это будит наивысший пик его политического успеха.

ИА REGNUM : Как специалист, вы наверняка видите процесс деградации публичного политического поля в Казахстане. советчик президента страны Ермухамет Ертысбаев уверен, что вызвана она не политическим застоем, образовавшимся в результате перманентного усиления президентской вертикали, а скорее, пассивной поддержкой курса действующей начальник обществом. как видите проблематику вы?

Говорить о деградации публичной политики в Казахстане, на выше- взгляд, не очень корректно, да как таковой в нашей стране и не было, не считая первых ее проблесков в начале 90-х годов. Только лишь только в эти годы мы могли заботиться проявления публичной политики, Кагда некоторый представители общественности активно вторгались в политический процесс, не имея для этого даже достаточных ресурсов. Впоследствии, такое демократическое противодействие на политический процесс в нашей стране было поставлено под контроль через сотворения управляемой оппозиции. С тех пор, на глаз с конца 90-х-начала 2000-х гг., публичная политика в нашей стране приближена к фикции.

Политика в нашем публичном политическом поляна с этого времени стала обычной симуляцией — виртуальной реальностью. Впрочем, да как и да называемое казахстанское публичное политическое поле. страна практически (посредством различного рода финансирований и т.д.) взяло под контроль публичную, общественную сторону политического процесса в стране. Данное правило вещей следовательно логическим следствием доминирования президентской власть в стране, Кагда реальная сопротивление стала ненужной преградой. В этом случае — политический остановка и пассивная помощь курса действующей начальство являются всего-навсего логическим следствием ненужности, опасности альтернативной политической силы.

В этом же русле находятся сплетня о необходимости оставлять политическую стабильность в стране. Под этой идеей завуалировано старание воспрепятствовать развитию альтернативной политической силы в Казахстане. Возможно, по-этому наши независимые политики не могут аккумулировать, высказывать и пригреть кого интересы определенных социальных групп — сами эти сегменты общества сознательно и подсознательно относятся к такого рода попыткам, как к общественно-политической ереси. А эти независимые политики воспринимаются в нашем обществе в некотором смысле как прокаженные. Такое правило вещей может оставаться очень медленно при условии сохранения относительно стабильного экономического положения нашего общества. Но такой общественно-политический климат в конечном итоге формирует апатичное к политическим ценностям сообщество — отсюда только чуть 1 аллюр к такого рода настроениям как: «Родина — там, где причинность (в материальном плане)».

ИА REGNUM : Как вы считаете, что будит опосля референдума? очень как-то появилось мнение, что отрицание от выборов главы государства усиливает, во-первых, опасность вырождения элиты в деспотическую группу. А во-вторых, несет специфическую потенциальную угрозу сохранению светского характера государства, предполагая, что Казахстан может приходить к суннитской модели сохранения государства.

Основываясь на ранее сказанном, я надеюсь, что Нурсултан Назарбаев откажется от идеи референдума и пойдет на выборы 2012 года. днесь о высказанных вами тенденциях. Во-первых, действительно, опосля тово как определенная элитная порядок (или группировки) воплотят идею референдума в жизнь, она либо они, при определенном стечении обстоятельств (например, ослаблении чуткости президента) может либо могут трансформироваться в деспотическую группу. С этим я в определенной степени согласен. А вот, трансформация Казахстана в сторону суннитского мусульманского государства исключена в виду того, что ведущие мировые державы не допустят такого разворота событий. выключая того, для такого радикальной смены формы нашего государства нет основания в религиозной ситуации в нашем обществе.

ИА REGNUM : Какие сам вы видите площадки для общественного диалога, неважно институциональные они либо нет? гордо — они, на ваш мнение общий существуют?

В настоящее время в нашем государстве нет ни одной площадки, которая сможет полноценно исполнять занятие канала общественного диалога. Практическое недостаток опыта формирования и функционирования демократических институтов, а да недолгие годы симуляции публичного общественно-политического процесса привели к образованию вакуума площадок общественного в нашей стране.

ИА REGNUM : К какой модели государства, на ваш взгляд, обязан приходить «Казахстан опосля Назарбаева», что бы это не несло потенциальных угроз сохранению страны?

Политическое нива и его основание — экономическая область нашего государства распределены посреди около элитных группировок. В виду этого, очевидно, что ускоренный демократический транзит опосля Назарбаева невозможен. действие этого проекта может привести к крупным межэлитным войнам с вытекающими возможными негативными последствиями (революции и т.д.). по-этому постназарбаевский транзит необходим (по крайней мере, на первом этапе) при сохранении либо суперпрезидентской, или же президентско-парламентской республики, Кагда будит уцелеть паритет интересов элит.

ИА REGNUM : Главный ученый помощник Казахстанского института стратегических исследований Мурат Лаумуллин в одном из своих интервью отмечал вероятность объединения в Казахстане националистической и исламской оппозиции. Что думаете по этому поводу вы?

Объединение националистической и исламской оппозиции, а и приход в Казахстане радикальных религиозных политических сил весь вероятно. И это может произойти на основе следующих факторов. Во-первых, действующая господство до сих пор не предложила и не реализовывает такой идеологический курс, кто бы отвечал коренным национальным интересам казахского народа. вера в потенциале может предложить такой идеологический курс. Во-вторых, широкие массы националистически (в позитивном и негативном смысле этого слова) настроенных представителей казахского народа в условиях идеологического вакуума являются адептами ислама. В-третьих, определенные геополитические игроки заинтересованы в развитии исламской оппозиции в Казахстане, а для этого наиболее оптимальной формой является ее консолидация с националистическими силами.

ИА REGNUM : Оцените, пожалуйста, потенциальную конфликтность языкового вопроса. Что нуждаться для языковой модернизации?

Языковой проблема в Казахстане содержит в себе громадный конфликтогенный потенциал. Причем он обусловлен в большей мере политическими факторами. Действующая сила насквозь интернационализирована, русифицирована и теряет всяческую союз с основополагающими элементами своей этничности. Этому во многом способствует ее (власти) тесная сцепление с зарубежными геополитическими и геоэкономическими кругами. да владычество все больше и больше отдаляется от своего коренного народа, глубокая обеспокоенность широких масс казахского народа статусом и положением казахского языка является в этом аспекте — реакцией на ущемление национальных интересов титульного этноса Казахстана. увеличение геополитического и геоэкономического присутствия России в нашей стране все больше и больше будут усугублять такое отношение вещей. Это неминуемо может выдвинуть языковой проблема на позиции основного фактора не только противостояния начальство и широких кругов казахского народа, Но и и больших межэтнических столкновений на основе роста, например, альтернативных требований повышения статуса русского языка. Такая будущий не зa горами в виду продолжающейся интеграции Казахстана с Россией в различных ее формах.

В этой связи становится понятным, что русский наречие и образование вдобавок долгое время будут оккупировать существенные позиции в нашей стране. Этим я не хочу сказать, что русский наречие и русская образование являются каким-то злом для Казахстана. В любом случае — Россия выше- соперник и обязан быть таким и в дальнейшем. Но все это должно проистекать в разумных пределах. То поглощать языковая модернизация в нашей стране в тех исторических условиях, в которых мы оказались, является одним из необходимых составных элементов защиты и реализации коренных национальных интересов Казахстана. И сила этой языковой модернизации заключается в обретении казахским языком полноценного статуса государственного языка.

Михаил Пак , Алма-Ата

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.